Аркадий Волож о будущем Яндекса


Генеральный директор и основателя Яндекса Аркадий Волож дал интервью газете Коммерсант. Самым интересным для меня были планы дальнейшего развития компании. Сегодня российский поисковик может расширятся в трех направлениях. Это экспансия в другие страны, развитие альтернативных услуг внутри России и доведения до совершенства уже существующих проектов. Если с последним все в порядке (Острова, Яндекс.Маркет, Яндекс.Такси), и компания уходит в отрыв от своих конкурентов, то с первым и вторым пока не очень. Ранее руководство Яндекса считало, что когда в стране есть только один поисковик, и если людям предложить альтернативу не худшего качества, то на любом рынке можно получить до 30% клиентов, ведь пользователи любят разнообразие. К тому же в других областях экономики это работает. Используя положительный опыт в Турции, Яндекс собирался выходить на рынки многих других стран. Однако этого не произошло, и планы по международной экспансии пришлось отложить. Теперь господин Волож считает, что в Турции его поисковик переживает вторую молодость. Он сравнил зарубежный проект с ситуацией в нашей стране в конце девяностых, когда компания выходила на рынок, уже существовали Рамблер, Апорт и Mail.ru. Однако я считаю, что и в этот раз основатель Яндекса опять ошибается. Сегодня ситуация в Турции кардинально отличается от 15-и летней давности в России по двум принципиальным причинам. В то время в нашей стране не было Google, все остальные компании не в счет, ведь тогда на рынке качество поиска было на уровне 10-20% от нынешнего. В конце девяностых можно было улучшить поиск в 2 раза в течении года, а сегодня на улучшения качества на 1% может уйти несколько лет. Сейчас сделать поиск лучше, чем у Google практически невозможно. К тому же в начале 21 века очень быстро росла интернет-аудитория и поисковики сражались за новых клиентов. Теперь их необходимо переманивать у конкурентов, что в 100 раз дороже. В это время Яндекс должен показывать прибыль, и тратить очень много на продвижение в Турции он не может. В противном случае показатели ухудшаться, и стоимость акций на бирже упадет. Получается замкнутый круг. Однако Аркадий Волож рассказал, что Пробки и Навигация стали в Турции хитом, ведь заторы на улицах в этой стране такие же, как у нас. Сегодня отечественный поисковик обрабатывает 3-4% поисковых запросов в бывшей Османской империи.
Практически все клиенты Яндекса живут в несколько часовых поясах. Это приводит к тому, что ночью огромные вычислительные ресурсы простаивают.


В это время компания могла бы заниматься коммерческими вычислениями. В 2012 году Яндекс купил 25% Сейсмотек и теперь выполняет расчеты по поиску потенциальных месторождений для Роснефти и Statoil-а. Это приносит несколько миллионов долларов в год. Однако Аркадий Волож верит, что данную бизнес-модель можно применить и к другим отраслям экономики.

1 комментарий:

Viktor комментирует...

И правильно считает.:)